«ОЖИРЕНИЕ ВООБЩЕ НЕ ИЗЛЕЧИМО!
Ну, это мое такое личное мнение. Или что там говорят диетологи?» - сказал сегодня на занятиях доцент кафедры эндокринологии БелМАПО, многозначительно посмотрев на меня.
И нет, я не вступила в горячую полемику, вырывая на себе волосы в порыве праведного гнева.
«Думаю, Вы правы» - тихо кивнула я.
О, кстати, я вам, кажется, не рассказывала, как однажды бросила диетологию. Это было летом 2017 года.
Вот прям внезапно. Ни с того, ни с сего.
Нет, предпосылки были, естественно. Я внезапно почувствовала на себе такую огромную нагрузку, будто меня придавила тяжеленная бетонная плита в несколько тонн лишнего веса моих клиентов. Хотя, казалось бы, я была на пике: статьи на тут.бае (на то время появиться на тут.бае была просто мечта моя заветная), онлайн-курс, совместные интересные проекты…
Но однажды утром я проснулась и решила: хватит, больше не могу.
Раздала своих клиентов и проекты знакомым специалистам, отзвонилась партнерам и АДЬЁС.
А знаете, что случилось?
Я не могла простить себе не 100% результат. Мне казалось, у меня ВООБЩЕ НИЧЕГО НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ.
Я так старалась охватить проблему со всех сторон, изучала гормональные причины веса, привычные стили пищевого поведения, внедряла психологию и психотерапию... Я так много думала о моих подопечных, подбирая новые способы, выискивая причины неудач и пытаясь их устранить.
Но работа по-прежнему больше походила на Сизифов труд.
Нет, бесспорно, можно было просто дать готовый рацион и переложить ответственность на клиента.
Но я почему-то всю ответственность брала на себя: не получается соблюдать коридор – нужно понять, почему и как с этим справится. Не получается с этим справится – значит я не нашла подход и не вполне компетентна. И так каждую проблему так или иначе я нарциссично сводила к себе.
И сломалась. Месяца на 2 или 3. Потом диетология сама вернула меня. А я сильно переосмыслила отношение к работе.
Вообще, то, как мы выглядим – это интегральный показатель нашей жизни:
-нашего состояния здоровья,
-того, что с нами происходило и происходит,
-того, что с нами делали или делают другие,
-того, что мы сами делаем с собой.
Никто не будет спорить, что алкоголики и БОМЖи имеют довольно характерные специфические черты и мало походят на президентов.
Сам по себе лишний вес считается ПСИХОСОМАТИЧЕСКИМ СИМПТОМОМ.
И вот теперь смотрите.
Родился ребенок.
📌Допустим, беременность была не простой, питание у матери было не самым рациональным, либо избыточным, что повлияло на работу гормональной системы малыша и вызвало предрасположенность к лишнему весу.
📌Детство было тоже не сахар: мама и папа занимались зарабатыванием денег, а бабушка свою огромную любовь выражала пирожками вместо сказок и долгих прогулок.
📌Прибавим йододефицитную территорию.
📌Когда родители заметили проблемы ребенка с весом, попробовали запрещать сладкое и жирное. В ответ на это съедалось все вкусное в гостях и все карманные деньги спускались на вредности и шоколадки.
📌Постепенно формирующийся комплекс неполноценности плохо влиял на отношения с одноклассниками, учителями – закреплялись деструктивные установки и шаблоны поведения, а мама с папой по-прежнему заняты на работе.
📌Первая любовь обернулась отвержением и серьезной травмой.
📌В попытке снизить вес и контролировать питание, все чаще появляются срывы и питание становится нерациональным практически полностью.
📌Вес все больше берет на себя защитную функцию, ограждая от опасностей общения с другими.
📌Сюда добавляем родителькские установки, семейные традиции питания, натиск со стороны интернета и сми, сложности в формировании привязанности и вуаля:
😲40 лет, 130 килограммов веса, сахарный диабет 2 типа, атеросклероз сосудов… И прекрасный доктор, который говорит: «Сахарный диабет излечим! Нужно только снизить вес!».
👍🏻👍🏻👍🏻Ну круто же, правда? Сахарный диабет 2 типа может полностью регрессировать. Уже через неделю низкокалорийной диеты восстанавливается чувствительность к глюкозе, многие лабораторные показатели приходят к нормальным значениям.
Вот только врач может повлиять на пациента лишь через пищевую привычку и лишь в ограниченном объеме.
А весь остальной пласт жизни, который вылился в лишний вес, останется нетронутым. И в данном случае «питание» не равно «вес». И глупая затея требовать у такого больного дневничков питания и дисциплины.
Таким пациентам показана вначале длительная психотерапия. А затем длительная и кропотливая работа с питанием. И многое будет не получатся, и много будет разочарований на этом пути.
Но кто на это готов? Единицы… А хочется, чтоб раз – и стройная. Таблетку поела месяц – и все. Можно о весе забыть.
И в общем, грустно это все.
Вот звезда моя Наталия , 2 года ходила на все мои семинары, 2 или 3 курса прошла, и все швыряло ее туда-сюда по весу, пока не появился результат.
Но через что ей пришлось и приходится теперь пройти… Через полную перестройку себя. У многих ли хватит терпения? У многих ли не опустятся руки? Многие ли рискнут всем, как Наташа?
Единицы. Ведь ожирение вполне психологически безопасно, хоть иногда и дискомфортно. А опасность и дискомфорт - разные вещи.
Поэтому да, ожирение неизлечимо. В основном. Но лишь потому, что у людей не хватает терпения и мотивации заниматься собой. И я, конечно, очень хочу в этом помочь тем, кому это. действительно, нужно. И я стараюсь. Изо всех сил.
P.S.: как ни странно, пациенты с запущенным ожирением редко ко мне приходят. В основном приходят вполне осознанные люди с умеренным лишним весом или ожирением 1 степени, которое хорошо поддается коррекции. И не без психотерапии, конечно).
А с большим ожирением моя тактика в первую очередь – остановить прибавку в весе, параллельно занимаясь психологическим состоянием клиента.
И если получится стабилизировать вес, наладить пищевое поведение, контакт с телом, то следующим шагом будет работа с весом. Тогда и бариатрические операции будут иметь смысл. Хотя… Ладно, об этом в другой раз лучше поболтаем).
P.P.S.: на всех фото "до" Наташа на моих семинарах и мероприятиях.
#диетологминск #диетологбеларусь #диетологонлайн #ДвижухаКетт, #СилаСлова #СилаСумрака